Несколько лет назад, когда я засматривалась на лоскутные работы опытных мастериц, я и поверить не смела, что смогу когда-нибудь сшить настоящий квилт (лоскутное одеяло). Мне это казалось чем-то вроде высшей математики.
А потом в Сети я познакомилась с основами пэчворка на форуме ДублИрин, где общение с квилтессами и лоскутницами всего мира (буквально) обогащает опытом новичков и вдохновляет на маленькие и большие шедевры более опытных мастериц от пэчворка.
Возможно, кому-то из вас этот пост будет просто интересен самим процессом работы над лоскутным одеялом, а для кого-то станет решающим толчком к освоению этого увлекательного мира ручной работы.
Итак, приоткрою дверь в свою Мастерскую и покажу вам рождение квилта на примере "Солнечного настроения".
Для его пошива мне понадобились вот эти инструменты и приспособления:
Здесь собраны мат-подложка, линейка, роликовый нож, ножницы, термомаркер, бумажный шаблон для стёжки, две игольницы (с портновскими булавками и иглами), клей-спрей временной фиксации, гнутые иглы для квилтинга (еще забыла добавить на фото подкрахмаливающее ср-во, специальный скотч, не оставляющий следов на ткани, и швейную машинку с утюгом ;-)).
Как я уже указала в предыдущем посте, эта работа из разряда скрап-квилтов - сборная солянка множества различных тканей от разных проектов, объединённых в лоскутные блоки с учётом цветовых подборов (или без оного). Однако, все ткани должны быть хлопковыми. В моем случае это были бязи и сатины пакистанские, отечественные (Тернополь), американские пэчворк-ткани и ткани из советского прошлого -).
Итак, мне захотелось упорядочить свои коробки со всё множащимися обрезками тканей и кромками от новых и сшить всё это в "полосатые" блоки по цветам. Сшивать полоски удобнее по основе, т.е. нашивать на другую ткань-основу или бумагу. Так будет меньше неточностей и перекосов в работе.
От руки я расчертила квадрат в 7 дюймов наискось полосками (ширина не важна, это мне всего лишь для ориентира - ровности-параллельности строчек соблюсти).
Затем размножила этот образец с помощью копировальной техники (нет, канеш, можно заняться черчением, но на 2-м десятке листов это надоест, а квадратиков нужно под сотню)).
Ширина полос ткани в данном виде квилта не играет особой роли и всё же, я посоветовала бы брать полоски не меньше 1 дюйма и не больше 2-х.
Собираю блоки таким образом:
Параллельно, увидев примерное количество отшитого материала, пытаюсь (в блокноте ли в клеточку, в компе ли в программе Excel)) набросать схему расположения своих цветовых квадратов относительно друг друга, соотнося с желаемым размером будущего одеяла.
Я собиралась сшить полуторный квилт. Поэтому остановилась на 84-м квадрате-блоке (т.е. полотно будет 7х12 квадратиков).
Готовые стопки полосатых заготовок:
Теперь наша задача - избавиться от бумаги-основы (самое скучное и нетворческое занятие, я вам скажу-(( и отгладить наши квадраты с изнанки, стараясь не растягивать и не деформировать форму квадратного лоскутного блока.
И всё-таки, это еще заготовки! На этом этапе все квадраты важно привести к единому размеру. Как помните, мои квадраты-шаблоны затевались со стороной в 7 дюймов. Так и поступаем со всеми блоками поочерёдно:
А вот сейчас я приступаю к непосредственному сбору топа (лоскутной части верха квилта). Сшиваю полосатые блоки в горизонтальные полосы, располагая их в соответствии с задуманным:
Отглаживаю их с изнанки, следя, чтобы припуски швов в каждой полосе смотрели в одну сторону.
Чтобы не перепутать очерёдность последующего сшивания полос, я их маркирую полосками специального скотча (можно взять малярный) с написанным порядковым номером в топе.
Потом большие полосы блоков сшиваю между собой, соблюдая выбранную схему квилта (не забываю каждый раз проглаживать сшитое, заглаживая припуски таким образом, чтобы не образовывались утолщения в "перекрестках" - местах соединения нескольких швов).
Лоскутная часть топа готова. Расстилаю ее на ровной поверхности и любуюсь результатом:
Всё устраивает? - Тогда замеряю стороны и решаю, каким образом я буду наращивать размер квилта до задуманного. Вариантов решения бордюра несколько - лоскутный набор клеточками, полосками ("пианино" или косичка"), треугольниками (блок "летящие гуси") или просто полосы ткани в виде "рамочек". Я выбрала последний вариант.
Причём, на одну из бордюрных полос я взяла ту же ткань, что и приготовила для бэка (обратную сторону квилта):
Снова отглаживаем. При необходимости сбрызгиваем крахмалящим средством (чтобы избежать складок и косяков при сборе "сэндвича").
В качестве наполнителя я взяла слимтекс - утеплитель для одежды и домашнего текстиля.
Процесс самого сбора сэндвича (бэк+наполнитель+топ), мне снять не удалось (увлеклась ответственным процессом и забыла)). Скажу только, что очень важно, чтобы сэндвич собирался на достаточной площади поверхности.
Первым стелется-расправляется бэк (лицом вниз), далее кладется наполнитель, который накрывается топом (лицом вверх). При этом бэк и наполнитель должны быть больше топа на 5-10 см по всем сторонам. Во избежание сдвига слоёв я прибегаю к моим квилтёрским помощникам - клее-спрее временной фиксации и специальным изогнутым булавкам:
Затем опускаю нижний транспортёр на швейной машинке, меняю лапку на стегальную, добавляю к станине специальный приставной столик, убираю в радиусе 1,5 метра от рабочего места все мелкие и крупные предметы и стегаю квилт от души, ворочая его во все стороны и "рисуя" иглой и нитью замысловатые узоры!
Я решила выстегать 5 крупных цветов на полотне в произвольном порядке, а пространство вокруг заполнить стёжкой "петельками". Приготовила из плотной бумаги цветок-шаблон, приложила его в выбранных местах и обвела исчезающим маркером. Простегала по линиям.
Не удовлетворившись результатом (цветы не очень выделялись в полотне), по окончании машинной стёжки дополнительно простегала цветки вручную мулине контрастных цветов.
Стёжка окончена.
Теперь нужно обрезать по краям всё лишнее и выровнять стороны квилта. Сновазанимаюсь половой жизнью стелю квилт на полу, тщательно расправляю его и при помощи сантиметра, закройного мата, линейки и роликового ножа избавляюсь от ненужного (соблюдая прямые углы квилта и одинаковость противоположных сторон)).
Опять меняю лапки на машинке: лапку для свободной машинной стёжки - на лапку для прямой стёжки. Нижний транспортёр возвращаю на место, а верхний - подключаю (в моей машине этот девайс присутствует, что есть хорошо ;-).
Приближаюсь к финишу!
Сейчас пришла пора выбрать ткань для окантовки квилта. Я останавливаюсь на радостном оранжевом, который связывает в единое и топ, и бэк. Бейка у меня прямая двойная. Вырезаю из ткани заготовки шириной 3 дюйма и длиной, равной длинам сторон квилта. Заглаживаю вдвое вдоль (бейка двойная), прикладываю, прикалываю и поочерёдно пристрачиваю к краям квилта:
Отглаживаю на вторую сторону и пришиваю бейку вручную потайным швом.
Не торопясь, почти медитируя, со скоростью примерно метр/час, под сериальчик -))
Но и это еще не все! - (как говаривает Юлия Высоцкая на своей кухне)). Осталась финальная часть - изготовление и пришивание паспорта квилта, его именного лейбла-этикетки.
Паспорт может быть напечатан на ткани при помощи современных технологий, куплен в виде фабричной заготовки, написан специальным маркером (не боящимся стирок), но лично мне нравится его вышивать от руки-))
Всего пару часов и моя этикетка с полной информацией о квилте готова. Закрепляю ее с изнанки тонким флизелином, обрезаю до нужного размера (у меня это где-то 6х9 см), прикрепляю с изнанки к правому нижнему краю квилта (это принятые международные требования в квилт-сообществах)) и пришиваю, захватывая наполнитель, но не выходя на топ:
Всё!
Квилт готов.
Разве сложно было? -))
А потом в Сети я познакомилась с основами пэчворка на форуме ДублИрин, где общение с квилтессами и лоскутницами всего мира (буквально) обогащает опытом новичков и вдохновляет на маленькие и большие шедевры более опытных мастериц от пэчворка.
Возможно, кому-то из вас этот пост будет просто интересен самим процессом работы над лоскутным одеялом, а для кого-то станет решающим толчком к освоению этого увлекательного мира ручной работы.
Итак, приоткрою дверь в свою Мастерскую и покажу вам рождение квилта на примере "Солнечного настроения".
Для его пошива мне понадобились вот эти инструменты и приспособления:
Здесь собраны мат-подложка, линейка, роликовый нож, ножницы, термомаркер, бумажный шаблон для стёжки, две игольницы (с портновскими булавками и иглами), клей-спрей временной фиксации, гнутые иглы для квилтинга (еще забыла добавить на фото подкрахмаливающее ср-во, специальный скотч, не оставляющий следов на ткани, и швейную машинку с утюгом ;-)).
Как я уже указала в предыдущем посте, эта работа из разряда скрап-квилтов - сборная солянка множества различных тканей от разных проектов, объединённых в лоскутные блоки с учётом цветовых подборов (или без оного). Однако, все ткани должны быть хлопковыми. В моем случае это были бязи и сатины пакистанские, отечественные (Тернополь), американские пэчворк-ткани и ткани из советского прошлого -).
Итак, мне захотелось упорядочить свои коробки со всё множащимися обрезками тканей и кромками от новых и сшить всё это в "полосатые" блоки по цветам. Сшивать полоски удобнее по основе, т.е. нашивать на другую ткань-основу или бумагу. Так будет меньше неточностей и перекосов в работе.
От руки я расчертила квадрат в 7 дюймов наискось полосками (ширина не важна, это мне всего лишь для ориентира - ровности-параллельности строчек соблюсти).
Затем размножила этот образец с помощью копировальной техники (нет, канеш, можно заняться черчением, но на 2-м десятке листов это надоест, а квадратиков нужно под сотню)).
Ширина полос ткани в данном виде квилта не играет особой роли и всё же, я посоветовала бы брать полоски не меньше 1 дюйма и не больше 2-х.
Собираю блоки таким образом:
Параллельно, увидев примерное количество отшитого материала, пытаюсь (в блокноте ли в клеточку, в компе ли в программе Excel)) набросать схему расположения своих цветовых квадратов относительно друг друга, соотнося с желаемым размером будущего одеяла.
Я собиралась сшить полуторный квилт. Поэтому остановилась на 84-м квадрате-блоке (т.е. полотно будет 7х12 квадратиков).
Готовые стопки полосатых заготовок:
Теперь наша задача - избавиться от бумаги-основы (самое скучное и нетворческое занятие, я вам скажу-(( и отгладить наши квадраты с изнанки, стараясь не растягивать и не деформировать форму квадратного лоскутного блока.
И всё-таки, это еще заготовки! На этом этапе все квадраты важно привести к единому размеру. Как помните, мои квадраты-шаблоны затевались со стороной в 7 дюймов. Так и поступаем со всеми блоками поочерёдно:
А вот сейчас я приступаю к непосредственному сбору топа (лоскутной части верха квилта). Сшиваю полосатые блоки в горизонтальные полосы, располагая их в соответствии с задуманным:
Отглаживаю их с изнанки, следя, чтобы припуски швов в каждой полосе смотрели в одну сторону.
Чтобы не перепутать очерёдность последующего сшивания полос, я их маркирую полосками специального скотча (можно взять малярный) с написанным порядковым номером в топе.
Потом большие полосы блоков сшиваю между собой, соблюдая выбранную схему квилта (не забываю каждый раз проглаживать сшитое, заглаживая припуски таким образом, чтобы не образовывались утолщения в "перекрестках" - местах соединения нескольких швов).
Лоскутная часть топа готова. Расстилаю ее на ровной поверхности и любуюсь результатом:
Всё устраивает? - Тогда замеряю стороны и решаю, каким образом я буду наращивать размер квилта до задуманного. Вариантов решения бордюра несколько - лоскутный набор клеточками, полосками ("пианино" или косичка"), треугольниками (блок "летящие гуси") или просто полосы ткани в виде "рамочек". Я выбрала последний вариант.
Причём, на одну из бордюрных полос я взяла ту же ткань, что и приготовила для бэка (обратную сторону квилта):
Снова отглаживаем. При необходимости сбрызгиваем крахмалящим средством (чтобы избежать складок и косяков при сборе "сэндвича").
В качестве наполнителя я взяла слимтекс - утеплитель для одежды и домашнего текстиля.
Процесс самого сбора сэндвича (бэк+наполнитель+топ), мне снять не удалось (увлеклась ответственным процессом и забыла)). Скажу только, что очень важно, чтобы сэндвич собирался на достаточной площади поверхности.
Первым стелется-расправляется бэк (лицом вниз), далее кладется наполнитель, который накрывается топом (лицом вверх). При этом бэк и наполнитель должны быть больше топа на 5-10 см по всем сторонам. Во избежание сдвига слоёв я прибегаю к моим квилтёрским помощникам - клее-спрее временной фиксации и специальным изогнутым булавкам:
Затем опускаю нижний транспортёр на швейной машинке, меняю лапку на стегальную, добавляю к станине специальный приставной столик, убираю в радиусе 1,5 метра от рабочего места все мелкие и крупные предметы и стегаю квилт от души, ворочая его во все стороны и "рисуя" иглой и нитью замысловатые узоры!
Я решила выстегать 5 крупных цветов на полотне в произвольном порядке, а пространство вокруг заполнить стёжкой "петельками". Приготовила из плотной бумаги цветок-шаблон, приложила его в выбранных местах и обвела исчезающим маркером. Простегала по линиям.
Не удовлетворившись результатом (цветы не очень выделялись в полотне), по окончании машинной стёжки дополнительно простегала цветки вручную мулине контрастных цветов.
Стёжка окончена.
Теперь нужно обрезать по краям всё лишнее и выровнять стороны квилта. Снова
Опять меняю лапки на машинке: лапку для свободной машинной стёжки - на лапку для прямой стёжки. Нижний транспортёр возвращаю на место, а верхний - подключаю (в моей машине этот девайс присутствует, что есть хорошо ;-).
Приближаюсь к финишу!
Сейчас пришла пора выбрать ткань для окантовки квилта. Я останавливаюсь на радостном оранжевом, который связывает в единое и топ, и бэк. Бейка у меня прямая двойная. Вырезаю из ткани заготовки шириной 3 дюйма и длиной, равной длинам сторон квилта. Заглаживаю вдвое вдоль (бейка двойная), прикладываю, прикалываю и поочерёдно пристрачиваю к краям квилта:
Отглаживаю на вторую сторону и пришиваю бейку вручную потайным швом.
Не торопясь, почти медитируя, со скоростью примерно метр/час, под сериальчик -))
Но и это еще не все! - (как говаривает Юлия Высоцкая на своей кухне)). Осталась финальная часть - изготовление и пришивание паспорта квилта, его именного лейбла-этикетки.
Паспорт может быть напечатан на ткани при помощи современных технологий, куплен в виде фабричной заготовки, написан специальным маркером (не боящимся стирок), но лично мне нравится его вышивать от руки-))
Всего пару часов и моя этикетка с полной информацией о квилте готова. Закрепляю ее с изнанки тонким флизелином, обрезаю до нужного размера (у меня это где-то 6х9 см), прикрепляю с изнанки к правому нижнему краю квилта (это принятые международные требования в квилт-сообществах)) и пришиваю, захватывая наполнитель, но не выходя на топ:
Всё!
Квилт готов.
Разве сложно было? -))
Оля, СПАСИБО!!!! Для меня это ОЧЕНЬ полезная и главное, собранная воедино, изложенная доступно информация))) ХОЧУ!!! Боюсь((( Буду закупать инструменты и подбирать ткани... и может все-таки "хочу" переборет "боюсь")))) Еще раз СПАСИБО!!!
ВідповістиВидалитиНаташа, рада, что инфа нужна и очень надеюсь на то, что ты ею в скором времени воспользуешься и сошьёшь прекрасный квилт! Так что, не бояться! (даю установку)))
ВидалитиСупер! Отличный класс! Обязательно воспользуюсь именно твоим описанием этого завораживающего процесса. Стегать мне уже очень нравится, стегаю что нужно и что не нужно. А вот квилт - это серьезно! Здесь и инструменты нужны специальные. Но все рано, оч.хочтся попробовать.
ВідповістиВидалитиВика, ну если уже и стегать нравится, то сам бог велел квилт пошить!-))
ВидалитиА инструменты - да, нужны. Без них возможно, но тяжеловато, канеш (мой 1-й квилт шился с ножницами и линейкой на старенькой Чайке - ощущения были еще те!)))
Удачи тебе, Вик!
Большое спасибо! извлекла много полезного для себя, например, нашивание ткани на бумагу. Лучше потратить дополнительное время на печать и удаление, чем, ругая себя, выбрасывать неудавшиеся блоки в ведро.
ВідповістиВидалитиТаня, рада помочь нужным советом!
ВидалитиДействительно, иногда вот такие простые хитрости и приёмы экономят много времени в шитье.
Нет, ну все понятно :)))) А мне эта свободная стежка никак не дается :( Все эти цветы и зигзаги!
ВідповістиВидалитиОля, ну как вариант - стегать свой квилт прямыми строчками (шов в шов, строчкой рядом со швом или какими-нибудь геометрическими узорами поверх топа).
Видалитиа вообще, канеш, надо войти во вкус еще на этапе рисования линий стёжки на бумаге (просто на досуге: в очереди, глядя ТВ, на совещании или род.собрании))))
очень интересно было посмотреть процесс и почитать тонкости выполнения.
ВідповістиВидалития добавилась к вам в читатели,с удовольствием буду следить за вашими новыми творениями
Валентина, приветствую! И давай на "ты"?))
ВидалитиРада поделиться своими хитростями))
Оля,хорошо,что рассказала,как идет процесс,сколько читала,и все равно каждый раз,узнаешь что то новое. Спасибо!
ВідповістиВидалитиОль, ты права на все сто! Сколько шьётсяь, всё равно что-то новое с каждой работой узнаётся))
ВидалитиВот сейчас и сама к Марии записалась на совместный пошив квилтика. Интересно же пошить с мастером)
Очень интересно!Но труд гигантский!Спасибо!
ВідповістиВидалитиБусинка, спасибо. На самом деле, на вышивку (картины или рушника) тратится времени в РАЗЫ больше. Этот (и 2 подобных, полуторки) я шью за 10-14 дней, а вот рушник... минимум за 20 дней (а то и 2-3 месяца).
ВидалитиХотя, канеш, вышивка - более спокойный вид рукоделия. Любое шитьё само по себе энергоёмко - ткани разложить-подобрать, раскроить, сшить-погладить, опять сшить- опять разгладить, и так несколько раз. Потом еще по полу поползать))). А еще постегать-поворочать))
Но зато - через недельку- хоп! и одеялко готово))
Оль, вот именно процессы ВСЕГДА интересно смотреть-читать, ага :)
ВідповістиВидалитиТочно, Рит! Сама этим болею)) Оно ж всегда чоо-нибудь интересное вылезет у другого, чего сама и не знала))
ВидалитиОля, спасибо! Интересно почитать о процессе. :)
ВідповістиВидалитиДиана-))
ВидалитиПравда? Особенно, нюансы, да?)
Оля, очень интересно и подробно! Спасибо большое!!!
ВідповістиВидалитиПолина, всегда пожалуйста! Надеюсь, когда-нибудь пригодицца!
ВидалитиОчень интересный мастер-класс и понятный. Хочу пошить доче одеяло и панельку с принцессой купила, вроде все есть, но не могу найти гнутых булавок. Может подскажите?
ВідповістиВидалитиТаня, на самом деле, эти булавки не самое необходимое приспособление в квилтинге, но, признаюсь, с ними удобнее, чем с без них))
ВидалитиЭти булавки ко мне попали от замечательной квилтессы из Америки, Наташи-Ухтышки - http://yxtishka.blogspot.com/
У нее есть свой Интернет-магазин и там куча инструментов и приспособлений, о работе которых мы можем догадываться или даже не знать об их назначении и существовании - http://quiltess.com/index.php?_a=category&cat_id=3
здесь как раз эти самые булавки.
Наташа русскоязычная американка;), всегда подскажет с товаром, подберет вам нужный, сообщит о скидках и оформит в удобное и понятное вам отправление. Пообщайтесь с ней обязательно.
Удачи, Таня!
Отличнейший МК,спасибо!!! Вроде бы всё знала, но информация с разных мест иногда противоречащая, а здесь всё доступно, коротко и ясно. Кажется, что сейчас начну одеялко 2*2,2м и до утра сошью:))) Спасибо!!!
ВідповістиВидалитиОлічка, супер МК! Буду думати над своїми квілтами для малих. Треба тільки інструментами запастись і вільним часом....
ВідповістиВидалитиСпасибо за ваш комментарий! Старые модели международного.Привет из Финляндии
ВідповістиВидалитиУх ты!!! Как же подробно расписан весь процесс такой трудоемкой и кропотливой работы!!! Подчерпнула для себя многе на заметку. спасибо, что делитесь своим опытом))
ВідповістиВидалитиВот это да.... я нашла наконец информацию, подробную, и интересную, особенно про инструменты и этапы работы. СПАСИБО!!!!
ВідповістиВидалитиNatalia, Юлія, Татьяна, Катерина!
ВидалитиСпасибо, феи, за ваши отзывы!
Мне приятно знать, что эти описания моих процессов шитья помогут кому-то из вас создать свои уютные и любимые квилты!
Успехов вам!
Цветана, дякую за те, що показали, як воно у вас робиться. Шию перший квілт, і трохи ніяковію перед оцим процесом. Як його таке здоровенне рівняти, збирати у сендвіч, стьобати. Ви додаєте сміливості.
ВідповістиВидалити